Главная    Назад

 

 

В понятии толкинизма (далее просто т.) трудно открыть что-либо новое, потому что мой любимый Яндекс находит около 5000 словосочетаний с т. только на русском языке. Банально также говорить о т. как о проходящем молодёжном увлечении – давно стало ясно, что это не так. Другой вопрос почему  т. возник и пользуется популярностью именно сейчас? Я не буду рассматривать толкинистов как людей с непобедимой тягой к минувшим временам  - к сожалению, таких осталось мало даже среди старшего поколения т. Тем более, что представители других субкультур зачастую погружены в далёкие эпохи намного глубже - классические готы, например. Все те, кто имеет реальный интерес к Средневековью, давно отказались от знаменитого ''духа странствий'' и туристическо - романтических поездок с 35 – килограммовым (в лучшем случае) рюкзаком на природу и всерьёз занимаются исторической реконструкцией, где диаметр колец в кольчуге и форма (а не размер!) щита имеет очень важное значение, потому что от этого нередко зависит жизнь.

Впервые о т. я услышал в 1996 году. В нашем хоть и большом, но всё же провинциальном городе, где о панках и других последствиях ''отрыжки капитализма'' знали только из газет, тогда морализаторство как наследие советской эпохи было ещё в ходу. Поэтому  молодой человек с деревянным мечом (кстати, часто принимаемым за удочку J) вызывал более чем веские подозрения и сомнения в его психическом здоровье. Как это бывает, студенты самого популярного ВУЗа в городе поездили по столицам, подивилась на то, как там ''с жиру бесются'', и, пораскинув мозгами (было чем раскидывать), решили сделать что-то подобное и у нас. Дальнейшие события теряются в тумане истории (хотя, говорят что наш клуб ''Цитадель'' тоже сайт завёл, где можно всё это узнать). И я, скорее всего, благополучно забыл бы об этом (благо ''Властелина колец'' я прочёл ещё в 1994 и, как и следовало ожидать, в таком возрасте я воспринял его как ''офигенную сказку''), если бы т. сам не пришёл ко мне.

Год 1999. Половина мужчин знаменитого 10 ''А'' 30 средней школы неделю ходит с задумчивым выражением лица, издавая нечленораздельные звуки в ответ на любой раздражитель. После продолжительного сеанса реабилитации выяснилось, что они случайно увидели тренировку толкинистов около местного женского монастыря (не надо пошлых мыслей). Тут подоспело пресловутое ''Кольцо Тьмы'' (кстати, анекдот про, как мужик на книжном рынке ткнул в Толкина и спросил: ''А чё это, продолжение Перумова?'' большинством сегодняшних т. воспринимается всерьёз, что косвенно свидетельствует об интеллектуальном уровне растущей смены), и всё заверте…

Благодаря моему аналитическому складу ума, я не мог пройти мимо  вопроса возникновения т. Социология учит нас, что любое общественное образование не возникает просто так – стадо не идёт за плохим пастухом. Без определённой цели людской коллектив распадается на индивидов, озабоченных собственными интересами. Следовательно, требуется найти очень крепкий связующий элемент. Самый лучший стимул такого рода – искренняя заинтересованность и фанатизм идейный или религиозный.

 ''...Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к автори­тетам, они выказывают неуважение старшим, слоняются без дела и посто­янно сплетничают. Они все время спорят с роди­телями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе вни­мание, они прожорливы и тиранят учи­телей...''

Сократ, наверное, вертится в гробу не переставая – так заезжена эта цитата, но что поделать, великая мысль живёт в веках. Чтобы стать великим необязательно думать о вечном. Достаточно увидеть  и оценить происходящее со стороны.

Бунт. Каждое поколение сталкивается с этим. Главная причина – молодые люди не могут втиснуть себя в те узкие рамки, что создаёт для них мораль, историческая традиция, государственный строй. Поначалу молодёжь пытается ломать стереотипы, заменяя сложившиеся отношения суррогатом, впадая при этом в крайности (хиппи – пацифисты, панки – нигилисты и агрессоры). Большинство из них в итоге понимают, что всё это бесполезно и пытаются принять мир, как он есть. При приспособлении к суровой и мрачной реальности практически у всех молодых людей происходит своеобразная ломка сознания. В итоге искалеченное восприятие окружающего мира зачастую выливается во множество психологических и психических проблем, от мелких неврозов и комплексов до аутизма. Конечно, сколько существует человечество, столько существует и история бунтов. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что киники в большинстве своём состояли из молодых людей. Затем были молодые римские императоры – реформаторы. Августу исполнилось 19 лет, когда он наследовал римский трон от Цезаря. Именно с него началась имперская история Рима. Альфред Великий, Иван Грозный, Пётр Первый, Руссо, декабристы, нигилисты 19-го века, работы Вагнера и Ницше как корни фашистской философии, Ленин, битники, битлы и заложенный ими принцип ''секс, наркотики рок-н-ролл'' - все они в какой - то степени стремились изменить этот мир, подстроить его под своё мировоззрение.

Современное общество прошло через самые невообразимые изменения, оно с трудом удерживается в рамках классической патриархии, балансируя  между моралью и вседозволенностью. Каждое поколение приближает социальный хаос, воспринимая сегодняшнюю свободу нравов как нечто само собой разумеющееся, добавляя в неё что-то своё. При таком течении дел т. понимается мною, как ещё один бунт, но, безусловно, регрессивный. В отличие от той же готики эта субкультура стремится не противопоставить себя обществу, а наоборот - законсервироваться, отгородиться от внешнего влияния массовой молодёжной культуры и навязываемых стереотипов посредством реконструкции иной реальности. Ломка стереотипов происходит во многих направлениях: это и нестандартная одежда, и непопулярная музыка (кто скажет, что кельтский фолк и металл популярен сегодня, тот будет закидан камнями - проверено на себе), и самобытный, непонятный для ''чужих'' фольклор (начиная от ''Чёрной книги Арды'' Ниенны, заканчивая теми самыми анекдотами). Но прежде всего различие кроется в мышлении. И дело здесь не в ролевой игре, хотя частая смена глубоко вошедших в индивидуальное мировосприятие масок нередко приводит к мозаичности сознания (встречается в актёрской среде). Т. – это часть людей, которые остро ощущают потребность в смене восприятия окружающей реальности (прирождённые актёры). Причём мир они ощущают через призму выбранного персонажа. Для т. мировоззрения характерен определённый набор персонажей и заданная модель поведения каждого из них (то, что мы наблюдаем в театре – Отелло душит Дездемону, гномы обожают топоры). Выбранный персонаж имеет заданный набор эмоций, жестов, слов. Кстати, интересно как бы выглядели толкинисты, если бы Профессор поместил своих героев не в средневековоподобный мир, а, например, во  что-то похожее на древний Вавилон. Согласен, получается плохо. Фэнтези – синоним феодальной Европы и по другому никак, такова традиция (интересно, что ещё никто не предпринял попытки взбунтовать здесь – циклы типа Shadowrun и Warhammer 40000 я не могу принять всерьёз – компьютерные чипы плохо сочетаются с эльфами, а орки в космосе – суть продукт сочных авторских глюков).

Так вот, т. – конструкторы миров – не могут или не хотят принять реальность такой, как она есть. Вытекающий отсюда вопрос – а  почему такое не появилось раньше? –витает в воздухе. Кто-то скажет, что в культуре не было прецедентов, подобных Толкину. Поспорю. Страны Свифта, Конан Роберта Говарда, Шерлок Холмс, король Артур, Библия, наконец – на их основе можно было создать отличные ролевые игры, благо, фантазёров хватало всегда. Другое дело, что общество почувствовало необходимость пресловутого ''побега от реальности'' только сейчас. Почему? Буду краток и до ужаса предсказуем. Одной из основных потребностей человека является вера и тяга к прекрасному как результат цивилизованного развития. Религиозный и культурный вакуум, создавшийся в настоящее время, требует заполнения. Вручную созданный мир с собственной религией и историей является отличной заменой классическим, но, увы, устаревшим ценностям. Раньше у человека была твёрдая вера. Он точно знал, что жизнь его определена Судьбой, подчиняется богам, и он лишь песчинка в этом мире. Технический прогресс разрушил этот фундамент мировосприятия. Не является ли т. попыткой вернуть утраченное? Выбив у человека из-под ног опору, современный мир не может предложить ему ничего взамен. Профессор оказался новым Богом. Он создал Средиземье (может быть Эру – это он?), он дал его нам, и теперь миллионы человек во всём мире невольно оказались адептами этого культа. Религии, где добро и зло – две стороны одной медали, где самый беспомощный властен над Судьбой (Фродо мог выбирать!). Т. неожиданно для самого Толкина, ярого католика, явился долгожданным синтезом мировых религий. Христианство дало ему мессию и отрицание любых материальных ценностей (мифологема кольца как воплощения власти и богатства), буддизм – высшее положение одного надо всем (перумовские согбенные, страдающие от Баланса, Валар – это БРЕД), мусульманство – непоколебимую уверенность в собственной правоте (эльфы по определению не могут быть злыми, и это не их природа, ибо они также могут выбирать). При этом многие представители т. всерьёз исповедают язычество. Выявляется полная терпимость верований. 

В нынешних полевых играх слышатся отголоски древних битв. Первобытная ярость требует выхода в каменных джунглях. Но вот что интересно, даже сублимируя вынашиваемый образ, толкинист зачастую становится ещё более замкнутым. Он полностью отрицает окружающее, замещая его иллюзией (я не говорю об экзотических визионерских теориях т.). Является ли это апогеем полевого т.? Думаю что да. Выпустив пар у костра или в бою, многие толкинисты сравнительно легко возвращаются в обычную жизнь (ортодоксальные т. могут заявить, что это печально известные ''гопники в кольчугах''. Нет, сегодня 90% т. ведут себя именно так). ''Ушельцы'' воспринимают жизнь от игры до игры (то есть когда они не могут реализовать своего персонажа в полной мере) как нечто нереальное. Это уже не религия и даже не образ жизни. Тут я перехожу к идее фанатизма в т.

    Смело могу сказать, что т. является первым социальным явлением со времён фашистской Германии (не обижайтесь на аналогию, просто так получается), где постулаты принимаются безоговорочно и верят в них свято

(при этом русские толкинисты могут менять оригинальную систему ценностей т. в связи с ''загадочной русской душой''). Хиппи существовали, скорее всего, за счёт того, что их объединял протест. Современный т. не ограничивается ничем, кроме, собственно, идеологии. Следовательно, т. может самоуничтожиться изнутри, распавшись на множество сект. Раскол в среде т. на идейной почве возможен только из-за различной трактовки идей Профессора, как это было во всех религиях (см. Толкинизм по Фрейду и Ницше). Деградация идейности и потеря первичных ориентиров происходят в движении полным ходом, но это относится только к России. К сожалению, популярность убивает культ, поэтому толпы 14-летних пОдростков не прибавляют т. авторитета и даже заставляют отворачиваться ярых приверженцев. Фанатизм идейный перерастает в фанатизм социального ярлыка (для кого-то быть панком – недостижимая мечта, но мама ругает, поэтому он пойдёт в толкинисты – тоже волосы длинные и всё такое прикольное), где главная цель – быть в составе какого-нибудь модного движения. На Западе настоящим толкинистом может считаться только тот, кто говорит на квенти или хотя бы прочитал ВСЕ работы Профессора несколько раз (знаменитая ''The Tolkien quiz book'' Harper Collins Publishers 1996 является там чем-то вроде ''100 вопросов и ответов на экзамене по отечественной истории'').

    В заключении могу сказать, что место т. в современном социуме до сих пор не определено - слишком много людей и слишком разнообразные интересы и цели перекрещиваются в этом понятии. Совершенно точно я могу сказать, что т. – полностью сформировавшееся социальное сообщество с собственной иерархией (новички, ветераны, Мастера), идеологией, фольклором, миросозерцанием. Пути его развития непредсказуемы, потому что во-первых,  основной движущей силой является молодёжь, и во-вторых, существует несколько объектов т. (литература, ролевые игры, научные исследования, философия).

 

 

 

Hosted by uCoz