Толкиновское Общество СПб : Круглый Стол : Доклад А.
Барковой Александра Баркова
Тему моего доклада можно обозначить как “рассмотрение
истории и смысла культуры толкинизма”. Речь пойдет, в частности, о том, почему
вся аудитория так ополчилась на предыдущий доклад (сделанный М. А. Сиверцевым).
Едва ли я очень сильно ошибусь, если скажу, что суть произошедшего заключается
вот в чем : в современном российском обществе церковь очень тесно смыкается с
государственными структурами, толкинисткое же движение на протяжении всей своей
истории стремилось абстрагироваться от них (идея ввести в каком бы то ни было
толкинистком клубе членские билеты противоречит сути российского толкинизма).
Сама идея, высказанная господином религиоведом
(Сиверцевым), попытка загнать толкинизм в прокрустово ложе, вызвала негативную
реакцию этой, преимущественно толкинисткой, аудитории.
В отношении выше сказанного, я настаиваю на
своеобразии российского
толкинисткого движения. Конечно же, среди русских
толкинистов есть люди,
признающие систему ценностей Толкина незыблемой, т.
е. “ валары есть благо,
Илуватар есть благо, Мелькор есть зло”. Однако
подобных людей меньшинство. В сообщении уважаемой Натальи Леонидовны (см.
доклад Л. Н. Трауберг) было сказано, что в те времена, когда русских
толкинистов было только пятеро, сорок процентов из них "занимались
прокламацией зековского бунта". Именно в этом заключается коренное отличие
толкинизма, сложившегося на территории Советского Союза, от толкинизма,
сложившегося в Америке. Иными словами, оспаривание системы ценностей Толкина в
значительной степени является ядром русского толкинисткого движения.
Это, разумеется, не означает тотального отвержения
толкиновской системы
ценностей: мы влюблены в Арагорна, особенно барышни,
мы глубоко уважаем Фродо, но при этом, мы не прощаем валарам гибели Нуменора и
многих других вещей. Я говорю сейчас о том, что представляет из себя большая
часть движения и, конечно, вынуждена в значительной степени сгущать краски.
Однако то, что в англоязычной среде сложение подобной ситуации представляется
мало возможным, доказательств не требует.
Давайте посмотрим, что из "классики" (я,
правда, к сожалению, еще не видела двух последних вышедших книг),
опубликованной толкинисткой литературы мы имеем? "Кольцо Тьмы",
"Черную Книгу Арды" и, наконец, "Последнего кольценосца".
Анализ данных произведений сейчас не входит в мои намерения, но я обращаю ваше
внимание на одну единственную вещь: все эти книги в той или степени несут
черную направленность. Иными словами, я утверждаю, что мелькорианство является
квинтэссенцией русского толкинизма. Это факт, который трудно отрицать:
бунтарство заложено в основу русского толкинизма.
Произошло это в силу следующих обстоятельств:
активное толкинисткое движение (не то, что сейчас тусуется в Нескучном Саду, а
его начало), сложилось в конце 80-х начале 90-х. Большинство толкинистов этого
времени, так сказать, призыва, были комсомольцами в прошлом, а некоторые и
коммунистами. Мне рассказывали историю об
одном толкинисте, который подвергся обработке на
парт.собрании: ему пришлось доказывать, что он просто интересуется историей
Средних веков и ничего дурного в нем нет…
Итак, русское толкинисткое движение возникло на
оппозиции советской идеологии, которая оказалась второй составляющей движения.
Первой были книги Толкина. В свою очередь, оппозиционность государственным
структурам стала причиной того, что многие члены движения не могут принять
систему ценностей самого Толкина: потому что все мы помним
"Айнулиндалэ", все мы помним расписанность "заданных тем":
Илуватар велел и т.д.
Ещё один момент заключается в том, что толкинисткий
возраст, возраст в котором человек увлекается книгами Толкина (конечно,
возможны исключения) – это возраст
подростковый и несколько старше, т.е. возраст, когда
человеку свойственно
увлекаться Лермонтовым. Сейчас я не имею времени для
текстуальных доказательств, но они у меня есть. В свое время я этим вопросом
занималась: ко многим произведениям толкинисткой литературы тянутся
непосредственные ниточки: безусловно, невольно, безусловно, неосознанно, но тем
не менее, мы имеем множество прямых сюжетных и идеологических заимствований из
"Демона" и "Мцыри".
Вопросы:
Из зала: То, что толкинизм имеет корни в бунтарстве,
могу сказать на конкретном примере – с вами говорит бывший троцкист… Я хотела
бы внести коррективы на счет темных апокрифов, которые мы имеем… Я хочу
спросить именно о "Кольце Тьмы". Конечно, существует множество темных
циклов, но я не могу отнести к ним "Кольцо", фактически, там
толкаются светлые идеи… Конечно, с одной стороны, там имеется некий бунт, а с
другой...
А.Баркова: Тем не менее, там есть тема бунта против
валар.
Н.Некрасова: У меня просто небольшая поправка насчет
того, что это чисто
российское явление. В Испании, в 98 г. я столкнулась
с тем, что подобное имеет место, пусть даже в сравнительно небольшом
количестве. Сейчас там у них сидит наш российский резидент, и они очень начали
увлекаться ролевыми играми в нашем духе. Я думаю, что это расцветет, потому что
в аспекте ролевых игр темная сторона более привлекательна, хотя бы потому, что
всегда побеждает…
К.Кинн: Может быть дело в том, что для английского
языка цитаты из Библии
Шекспира приемлемы без кавычек, а в современном
русском это библейский вклад очень отдален от повседневной речи… Поэтому мы,
те, кто пришел в начале движения, просто не владели этой лексикой, так что
"Сильмариллион" воспринимался в той парадигме, которая была дана нам
в школе. Однако стоило начать читать на английском, как это ощущение исчезло.
А.Баркова: В одной из своих статей я этот пассаж
назвала прямой перефразировкой из Бердяева – "Истоки и смысл русского
толкинизма" – это к вопросу о менталитете. Т.е. речь идет о менталитете в
целом.
Н.Филимонова: Прозвучало два, на мой взгляд,
несколько отрицающих друг друга утверждения, о том, что толкинизм противоречит
ценностям коммунистическим с одной стороны, и противопоставляет себя
государству с другой.
А.Баркова: Противопоставление государству,
безусловно. Но одно дело
противопоставлять себя государству, а другое дело
нести в себе революционный дух, дух бунтарства. Между прочим, работа Бердяева
во многом посвящена именно зарождению русской революции; опять же,
революционная тема противопоставляется государственной.
Н.Филимонова: Значит, толкинизм все-таки
противостоит государству?
А.Баркова: Безусловно.
Из зала: Мне хотелось бы внести небольшую
коррективу. Дело в том, что я –
представитель этой самой первой волны. Эта самая
первая волна видела в
толкинизме стимуляцию творчества, а
противопоставление пришло потом, когда государство на нас наехало...
А.Баркова: Покажите мне течение, любое, которое неся
в себе духовность быстро и сразу будет принято государством – я с интересом
посмотрю… Я имела в виду другое – принципиальный выход из любых структур.
Из зала: Имеется в виду идеология как религия.
А.Баркова: Да.